Отметившая на днях своё 85-летие, заведующая неврологическим отделением обнинской Клинической больницы №8 ФМБА России Антонина Куликова поделилась секретами своего жизненного и профессионального оптимизма.
В Обнинске Антонина Куликова живет без малого 60 лет. Антонина Александровна — признанный и авторитетнейший специалист-эксперт в области неврологии. Почти полвека (48 лет) твердо и уверенно руководит одним из самых сложных и тяжелых отделений Клинической больницы. В отделении ее волнует все – она всегда в курсе состояния всех пациентов, ее заботит оснащение аппаратурой для обследования и состояние больничных помещений. Как она была рада, когда ей, еще совсем молодому специалисту-неврологу, было поручено овладеть новым уникальным оборудованием — электроэнцефалографом. Однако освоила, успешно с ним работала и научила своих коллег. Благодаря многолетней профессиональной работе, отделение Антонины Куликовой давно стало базовым, и здесь много времени уделяют подготовке кадров. Несмотря на возраст, Антонина Александровна продолжает трудиться и сегодня является одним из самых опытных и уважаемых врачей городской больницы. Она из тех людей, что стояли у истоков медицины города, вклад ее в здоровье жителей Обнинска неоценим. К слову сказать, о своих коллегах Антонина Александровна говорит всегда с любовью и редким для начальника благоговением:
— Я низко кланяюсь всем своим помощникам, всему персоналу неврологического отделения, понимая, насколько сложен и ответственен их труд. Отделение в городе имеет добрую славу. Здесь предпочитают лечиться и неоднократно лечились и большие ученые, и крупные специалисты, и представители администрации города и предприятий. Многие просят о консультациях, и никто не получает отказа. И никогда здесь не принимают никаких подношений, даже сейчас, когда кругом развивается платная медицина. Что касается меня, то я твердо убеждена: медицина должна быть бесплатна для всех.
В нашем отделении неврологии трудятся 27 человек. Могу сказать, что у нас значительная нехватка кадров — врачами отделение укомплектовано на 70 процентов, средним медперсоналом на 50, а младшим — только на 30 процентов. Поэтому нагрузка на персонал двойная, тем не менее, работа, которую нужно выполнять, коллективом выполняется в полном объеме не за страх, а за совесть. Какой-бы специалист не был, главное — коллектив. Это самое важное. И своим сотрудникам я очень благодарна за преданность и любовь к своей работе, они всю душу и силы отдают тяжелым больным. Врачи – это моя опора. Без них работа в таком отделении была бы невозможна, тем более, так много лет. Например, Елена Владимировна Долгова работает уже более 20 лет, сейчас она невролог высшей квалификации, и для меня это гордость. А вот Марина Ивановна Белоус приехала из Пензы после клинической ординатуры. Но опыт нужен всем и всегда, в медицине это главное, практика и умение работать с тяжелыми больными обязательна.
— Антонина Александровна, считается, что неврологическое отделение самое тяжелое. Это действительно так?
— Только отчасти. Я работаю в Клинической больнице уже много лет и бываю во всех ее отделениях. Самая тяжелая работа у медиков отделения реанимации, ведь самые тяжелые больные госпитализируются именно туда. Второе по тяжести отделение хирургического профиля – не потому, что там слишком много тяжелых лежачих больных, а потому, что у хирургов сверхвысокая ответственность. Каждый из хирургов, проделав операцию, поработав своими руками, несет моральную ответственность в течение всего периода болезни своего пациента, пока не выпишет его из стационара. Чувство величайшей тревоги за пациента не покидает хирурга никогда, по психологической и физической нагрузке работу хирурга сравнивают с работой шахтера. Сколько они теряют энергии в операционной! А вот на третье место по «тяжести» я бы поставила неврологическое отделение – и по составу больных, и по их выхаживанию.
— Много ли пациентов в вашем отделении?
— Раньше, когда город Обнинск был молодым и жители его были молодыми, больных в неврологии было значительно меньше. Постепенно их число нарастало. Если раньше инсультов были единицы, то начиная с 80-х годов количество их увеличилось, и мы стали ставить перед нашим министерством – тогда оно называлось Третье главное управление — вопрос об открытии у нас коек для больных инсультом. Сейчас такие сосудистые отделения созданы по всей стране, но тогда этого и в помине не было. А мы в то время уже об этом думали, ведь инсультники – это особые больные, для ухода за ними требуется и определенное оснащения палат: функциональная кровать, централизованная подача кислорода, наличие каталок, столиков и различных приспособлений по уходу за больными. Это были первые наши просьбы, и в министерстве пошли нам навстречу, тем более, что свои требования мы четко обосновывали.
— Говорят, что инсульты молодеют?
— Я бы так не сказала. Каждый год провожу подробнейший анализ всех больных с диагнозом инсульт. Встречаются больные и в 30 лет, но это аневризмы – врожденная патология сосудов. Всё-таки основная масса людей страдает инсультом после 60 — 80 лет. Продолжительность жизни увеличилась и соответственно растет возрастная группа этих больных. Так что на примере Обнинска нельзя сказать, что инсульты слишком помолодели.
— Что сейчас неврологическое отделение умеет делать? Сколько коек в отделении?
— Официально у нас 60 коек. Но сейчас мы работаем по так называемому государственному заданию, госзаказу. Госзаказ – это определенное количество больных, которых мы должны за год пролечить. Например, на текущий год госзадание составляет 1063 больных. Все эти больные разделяются по профилю заболевания, причем, нуждаемость в больничных койках определяется из показателей предыдущих лет. Так, цереброваскулярные больные занимают 70-80 процентов, а дальше идут больные остеохондрозом, невритами, органическими заболеваниями – рассеянный склероз и тому подобное. Количество больных – это как бы план, который мы обязаны выполнить. Меньше никак нельзя. Да и не получается. Причем, это относится не только к неврологическому отделению, но и ко всем остальным отделениям КБ №8. Ведь к пациентам-горожанам добавляются еще и иногородние пациенты. Особенно это заметно летом – доля иногородних больных, дачников и гастарбайтеров достигает 10 процентов.
— В достаточной ли мере неврологическое отделение оснащено медицинской аппаратурой?
— Конечно, отделение оснащено, но, как говорится, нет предела совершенству. Лечащему врачу всегда хочется большего, ведь это для пациентов нужно в первую очередь. Да и во вторую — тоже.
— Антонина Александровна, в чем, по-вашему, секрет жизни?
— Думаю, он в любимой работе. Я живу по своему возрасту – больше лет, чем у меня есть, прибавлять мне ни к чему. Никакой скандинавской ходьбой я не занимаюсь — у меня на эти причуды просто времени нет (смеется). Я встаю в половине шестого каждый день, а в семь часов я уже на работе. Да и не только я. Многие мои коллеги приходят раньше, ведь перед рабочим днем необходимо посмотреть документы тяжелых больных, заглянуть в палаты к людям. Работаем мы без обеда – привозят неотложных больных, а они не могут ждать. Передвигаюсь по городу я на автобусе, но чаще всего хожу пешком.
— Что вы посоветуете читателям, чтобы все у них было в порядке?
— Во-первых, никогда не надо никому завидовать. Во-вторых, работайте и будете жить. Работа лечит, нужно работать и стараться не стремиться к личной выгоде, а думать о пациентах. Медики моего поколения считали, что они принадлежат не себе, а людям. В моей жизни случались трагические события, но именно работа всегда выводила меня из стресса. Всегда считала и считаю, что незачем держать себя в мрачном состоянии, если больной ждет от тебя помощи. А не хочешь помогать людям, тогда уходи и отдыхай.
С.Коротков.