Заведующий приемным отделением КБ №8 Владимир Александрович Бутенко еще в 1978 году был отмечен ведомственной наградой Министерства здравоохранения СССР – «Отличник здравоохранения». Самое интересное, что в тот день, когда мы с ним встречались для интервью, у него произошло два знаменательных события: во-первых, ему официально сообщили о награждении одной из высших наград ФМБА – Серебряным крестом, а во-вторых, у него родился правнук. Поэтому наш разговор я начал с поздравлений Владимира Александровича, на что он отшутился, добродушно рассмеявшись: «По моему возрасту можно уже и крестами награждать…»
Скромность, как известно, украшает человека. Мало кто знает, что Владимир Бутенко более 23-х лет прослужил в армии военврачом, причем, много лет в Сибири. Кроме того, Владимир Александрович в прошлом кандидат в мастера спорта по баскетболу и перворазрядник по легкой атлетике.
На вопрос, как долго он работает в нашем приемном отделении, Владимир Бутенко по-военному четко ответил:
— 21-й год. Мои предшественники, отработав здесь максимум, три года, уходили: не выдерживали. Нагрузка и ответственность у заведующего приемным отделением очень большая. К тому же за нами всегда следят соответствующие органы, контролирующие каждый наш шаг. Мне повезло с сотрудниками. Некоторые из них работают в отделении более сорока лет.
— Я так понял, что ежедневно Вам приходится успокаивать как пациентов, так и врачей.
— Да. С утра получаешь только негативную информацию со всех сторон. Почти всегда. И приходится настраивать персонал на работу в позитивном ключе, начиная с врача и медсестер. И это очень важно. Работа у нас очень нервная, большой поток самых разных пациентов. Одно дело, когда в спокойном режиме идут плановые больные, другое – когда экстренные. К тому же на базе приемного отделения еще действует экстренная перевязочная, бывает большое скопление людей. И если кто-то из посетителей начинает возмущаться, скандалить, то дежурный врач нервничает, медсестра раздражается. Как только появляется такой пациент, его сразу направляют ко мне.
Человек приходит возбужденный, чем-то недовольный. Начинаю разбираться, в чем проблема. Иногда приходится очень долго заниматься с пациентом, чтобы его успокоить. Буквально в том месяце был такой случай: привезли больную с нарушением сердечного ритма. Ей пришлось ждать, она не выдержала и пришла ко мне с претензиями. Полчаса мы с ней разговаривали. Полностью разобрался в ее ситуации: что больная собой представляет, какие препараты получает, как она живет. Женщина посидела-посидела и говорит: «Ой, у меня сердечный ритм восстановился!..». Иногда даже безо всяких медикаментов такое случается. После нашего разговора я вышел из кабинета и, шутя, спрашиваю: «Ну, кому еще сердечный ритм восстановить?..».
— Сколько людей в день проходит через приемное отделение?
— В субботние и воскресные дни в стационар мы госпитализируем минимум 25-30 человек. Это госпитализация по экстренным показаниям. Кроме этого, есть еще и амбулаторные больные, которые не нуждаются в госпитализации, но в субботу и воскресенье их набирается порядка 80 человек. Мы оформляем на них специальные медкарты.
В субботу-воскресенье поликлиника не работает. И со всей округи, с дач, москвичи, особенно, в летнее время, все прямым ходом – в приемное отделение.
— И с какими жалобами?
— Самыми разнообразными, начиная с того, что какая-то букашка укусила, и кончая серьезными жалобами. Пациентов очень много. В рабочие дни мы фиксируем и госпитализируем от 60 до 120 человек.
— Расскажите о структуре приемного отделения.
— Приемное отделение работает круглые сутки. Дежурят: терапевт, две медсестры, две санитарки. Кроме того, по очереди привлекаются три дежурных хирурга, два травматолога, гинеколог. И в ночное время по экстренной помощи дежурят узкие специалисты: окулисты, отоларингологи, эндоскописты. Для оказания диагностической помощи круглые сутки работает рентгеновская служба и клиническая лаборатория. При экстренной необходимости вызываем сюда врача функциональной диагностики (УЗИ), иногда даже специалиста по компьютерной томографии.
То есть, приемное отделение в последнее время работает как диагностический центр. Особенно, в ночное время и в выходные дни. Хотя, что такое приемное отделение? Это отделение, которое принимает пациентов на госпитализацию и оказывает неотложную помощь больным, привезенным на «скорой помощи». Когда я здесь только начинал работу как зам. главного врача, то персоналу говорили: «В приемном отделении на пациента выделяется 15-20 минут максимум». А сейчас к нам поступают больные с комплексными патологиями, безо всякой медицинской документации, без сопровождающих – без ничего. И чтобы разобраться с ситуацией и поставить диагноз, иногда мы занимаемся с пациентом по 4-5 часов. Мы его полностью обследуем. Конечно, при условии, что это не экстренный больной. В противном случае мы срочно кладем его в реанимацию или в блок интенсивной терапии, а потом уже начинаем его обследовать и оказывать необходимую помощь.
Также в приемном отделении, в связи с тем, что в городе нет медвытрезвителя, всех алкоголиков, всех пьяных везут сюда. Это неприятно всем: и врачам, и пациентам. Сюда в выходные дни частенько привозят двоих-троих изрядно выпивших людей. Мы уже отдельную комнатушку для них сделали, так называемую «люксовую палату», потому что за ними нужен особый контроль, а это очень сложно. И для пациентов очень неудобно, когда пьяные шумят, кричат…
— Расскажите наиболее запоминающийся случай из Вашей практики.
— Когда я был военврачом, то в составе комиссии по технике безопасности объезжал военно-строительные объекты. Проезжаем мимо одного из них: там высочайшая труба и на ней что-то болтается. У меня спрашивают: «А что это там висит?» — «По-моему, — говорю, — там труп…» — «Да вы что!!!». Подъехали поближе и оказалось, что так и есть: монтажники работали на трубе, высота около ста метров, случайно уронили лист фанеры, который стал планировать вниз и краем зацепил шею одного из монтажников, работавших на уровень ниже…
Ну, а веселый случай тоже связан с армией. В свое время на службу в армию стали призывать тех, кто был в местах лишения свободы. Они начали наводить в подразделениях свои порядки. И чтобы от службы «откосить», лечь в лазарет, они использовали всякие методы: кто вены резал, кто гвозди глотал. А тут вдруг стали все простывать: кашель, температура – явно гриппозное состояние. Со мной работал старший фельдшер, капитан, который заподозрил в этом что-то неладное. Стали выяснять. Оказалось: солдатики нашли какой-то пластик, стали соскабливать с него стружку и забивать в папиросы. После того, как они выкуривали такую «сигарету», у них появлялась явная клиника гриппа: высокая температура, зев гиперемирован (красное горло), кашель, сильный насморк… В общем, вывели этих симулянтов на чистую воду и отправили в другое подразделение… Потом меня перевели на работу в другой полк. Сижу я как-то на приеме и слышу сильный кашель. Открывается дверь, заглядывает солдатик, один из тех симулянтов: «О, товарищ капитан, а вы уже здесь?!! Тогда до свидания!..»
— У Вас очень большая нервная нагрузка. Это не отражается на Вашей семье?
— В какой-то степени, конечно, отражается. Во всяком случае, семья у меня великолепная. Моя жена тоже врач, работает в медучилище. Это мой крепкий тыл: мы прожили вместе уже 48 лет. У меня старшая дочь врач, работает здесь же. Жена моего сына тоже врач, моя первая внучка – врач.
— То есть, Вы на них эмоционально не разряжаетесь?
— Нет, я ни на ком не «разряжаюсь», ни на пациентах, ни на домочадцах – это моя «нехорошая» черта: все держу в себе. В сказках говорят: в дудочку подуй, прокричи в колодец. А я выезжаю на дачу, там успокаиваюсь, привожу себя в порядок – и опять в бой. Считаю, спокойствие – один из факторов здоровья.
— Что помогает выработать спокойствие и выдержку?
— Каждому – свое. Ко мне обратился пациент, занимавший в свое время высокую должность в городе, был партработником. У него произошел психологический срыв, и он стал уходить в болячки. Мы долго с ним беседовали, и из разговора я понял, что в какой-то степени он был лоялен к вере в Бога. Ну, я ему и посоветовал сходить в храм. Через некоторое время он пришел ко мне и поделился: «Я сходил в церковь – мне стало легче…» Он нашел в этом «отдушину», выплеснул из себя все негативное, и его самочувствие улучшилось. Другой мой пациент нашел «отдушину» в занятии спортом, кого-то успокаивает работа на огороде.
— Ваши пожелания читателям.
— Берегите себя и заботьтесь о своем здоровье: никто за вас этого не сделает. Человек сам должен беспокоиться о своем здоровье больше чем кто-либо. Повторюсь, необходимо беречь себя, причем с самого молодого возраста.