Медсестра Дуся

Статья опубликована в газете «Час пик» №13 от 6.05.2014.

В Клинической больнице №8 ФМБА России (ранее ЦМСЧ №8) работало много ветеранов-фронтовиков – еще лет двадцать назад их было более пятидесяти человек. Среди них такие знаменитые врачи, как хирурги Сергей Михайлович Сорокин и Зинаида Николаевна Деркачева. Увы, время идет, и они уходят от нас. Сегодня в списке фронтовиков больницы семь имен. Всех их главный врач КБ №8 В.А. Петров лично поздравит и поблагодарит за тяжелый труд на войне.

Мы расскажем об одном из этих ветеранов. Евдокии Филипповне Ануфриевой сейчас 92 года. Она часто повторяет стихотворные строки:

  • Признак жизни – доброта,
  • И пока жива планета,
  • Каждый должен помнить это.
  • Остальное — суета

И действительно, доброта стала девизом ее жизни, главным принципом, которому она не изменяла никогда. А жизнь была долгая, она много и честно трудилась. Ветеран войны, ветеран труда, многодетная мать – это все про нее.

Родилась Евдокия в 1921 году на Украине, в городе Ахтырка Сумской области. Закончила семь классов, как тогда полагалось, и поступила в медицинское училище. Училась очень хорошо, и когда утром 22 июня 1941 года пришла на последний экзамен в училище – по фармакологии, то не волновалась, так как предмет знала, педагоги ее любили. Они ждали уже долго, учительница запаздывала. Но вот она наконец вошла и сказала рыдающим голосом: «Девочки, на нашу страну напал враг, началась война!», и многие даже не сразу поняли, в чем дело…

Экзамен в тот день они все-таки сдали. А уже через несколько дней дипломированная медсестра Дуся вместе с подругой пришла в военкомат: воюющих солдат надо лечить, и они твердо решили отправиться работать в военный госпиталь. Девушки были так настойчивы, что добились своего. И отправилась Дуся на фронт.

Прифронтовые госпитали помещались в самом ближнем тылу. Пациентов привозили на грузовиках, сестры перетаскивали раненых в носилках. Работа медсестры в палате, полной тяжелораненых, требует постоянной заботы и внимания к людям. Кому бинты поменять, уколы сделать, кого с ложки покормить, с кем просто поговорить, помочь письмо домой написать. А иголкой в вену попадала так ловко, что больные сами удивлялись. Есть тут один секрет – надо уловить пульс вены и колоть в такт ему.

Как-то врач устал, оставил осмотр поступивших раненых на следующий день, и она сама помогла пожилому бойцу, страдавшему от боли: распилила гипсовую повязку, убрала гной, обработала рану. Руководство госпиталя на следующее утро благодарность вынесла. Там, в палате госпиталя, встретила она и бойца Тараса Ануфриева, земляка-украинца из Киева – он тоже лежал с тяжелым ранением. Старше ее на шесть лет, человек знающий и солидный – до войны работал бухгалтером. Много разговаривали, подружились, и когда он выписался из госпиталя, продолжали переписываться. Он прошел всю войну, а после уехал к родным, перебравшимся во Владивосток.

Поменяла она за время войны четыре госпиталя. Тот, в котором работала напоследок, оказался в конце войны в родном украинском городе Ахтырке, и она встретилась наконец с матерью и родными. Там и демобилизовалась в сентябре 1945 года в связи с расформированием госпиталя. Но долго дома не прожила – Тарас звал во Владивосток, и она собралась и поехала. Поженились, зажили вместе. Тараса, как кадрового военного, переводили из одного округа в другой – после Владивостока отправили на запад, в город Багратионовск в Восточной Пруссии, а потом обратно на восточный край страны – в Магадан. Везде Евдокия работала медсестрой. Направили их в Асбест, потом – в Челябинск-40. Здесь случилась страшная авария на химкомбинате «Маяк», при ликвидации последствий которой Тарас Тимофеевич получил дозу облучения.

После демобилизации мужа они приехали в Обнинск вместе со своими тремя детьми. Было это в шестьдесят втором году, и Евдокия Филипповна как вчера помнит деревянные бараки на нынешней Треугольной площади, и как строили напротив ]]>гостиницы]]> самую первую девятиэтажку. В второй девятиэтажке им дали квартиру.

Пошла она на работу в ЦМСЧ-8, а располагалась больница тогда на улице Пирогова. Здесь она и проработала старшей медсестрой приемного отделения хирургии целых двадцать пять лет, до своих шестидесяти пяти.

Заболел онкологией муж, врачи сначала не заметили заболевание, а она встревожилась, заставила его пройти обследование, сделать операцию, сама выхаживала любимого человека – и хотя врачи давали ему не больше года жизни, он прожил еще целых семнадцать!  Но когда все же умер, и осталась она без мужа, с которым прожила всю жизнь, унывать все равно не стала. А поскольку всегда имела артистическую жилку, хорошо запоминала и выразительно читала стихи, красиво и звонко спивала песни – часто приглашали ее вести торжественные встречи ветеранов войны, праздники медиков, выступать на концертах в Клубе ветеранов. На праздничных мероприятиях познакомилась она с литератором Нинель Эпатовой, с которой дружит по сей день.

Сегодня Евдокии Филипповне 92 года. Живет она со старшей дочкой Людмилой Тарасовной, любит всю свою большую семью, всегда радуется встречам с ними. Трое детей, четверо внуков, шестеро правнуков – вот главное богатство и гордость.

А прочитать стихи или спеть красивую песню она и сегодня не откажется. И обязательно повторит: главное в жизни – это доброта!

Фотографии:

Загрузка...